Информатика. Учебное пособие

       

Вопросы для самоконтроля


1.1. Что означает термин "информатика" и каково его происхождение?

1.2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года?

1.3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

1.4. Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.

1.5. Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах?

1.6. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.

1.7. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

1.8. Где и как человек хранит информацию?

1.9. Что необходимо добавить в систему "источник информации — приёмник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений?

1.10. Какие типы действий выполняет человек с информацией?

1.11. Приведите примеры ситуаций, в которых информация

а) создаётся;

д) копируется;

и) передаётся;

б) обрабатывается;

е) воспринимается;

к) разрушается;

в) запоминается;

ж) измеряется;

л) ищется;

г) делится на части;

з) принимается;

м) упрощается.

1.12. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

1.13. Приведите примеры информации:

  • а) достоверной и недостоверной;
  • б) полной и неполной;
  • в) ценной и малоценной;
  • г) своевременной и несвоевременной;
  • д) понятной и непонятной;
  • е) доступной и недоступной для усвоения;
  • ж) краткой и пространной.
  • 1.14. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.

    1.15. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

    1.16. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?

    1.17. Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

    1.18. Как определяется единица измерения количества информации?

    1.19. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?

    1.20. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

    1.21. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

    1.22. Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике?

    1.23. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно однозначно определить.

    1.24. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит информации.


    2.1. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера?
    2.2. Какие основные классы компьютеров Вам известны?
    2.3. В чём состоит принцип действия компьютеров?
    2.4. Из каких простейших элементов состоит программа?
    2.5. Что такое система команд компьютера?
    2.6. Перечислите главные устройства компьютера.
    2.7. Опишите функции памяти и функции процессора.
    2.8. Назовите две основные части процессора. Каково их назначение?
    2.9. Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции.
    2.10. Сформулируйте общие принципы построения компьютеров.
    2.11. В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов?
    2.12. В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает?
    2.13. В чём заключается принцип адресности?
    2.14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"?
    2.15. Что такое команда? Что описывает команда?
    2.16. Какого рода информацию может содержать адресная часть команды?
    2.17. Приведите примеры команд одноадресных, двухадресных, трёхадресных.
    2.18. Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды?
    2.19. Опишите основной цикл процесса обработки команд.
    2.20. Что понимается под архитектурой компьютера? Какие характеристики компьютера определяются этим понятием? Верно ли, что общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость в плане реализации функциональных элементов?
    2.21. Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?
    2.22. Перечислите распространённые компьютерные архитектуры.
    2.23. Каковы отличительные особенности классической архитектуры?
    2.24. Что собой представляет шина компьютера? Каковы функции общей шины (магистрали)?
    2.25. Какую функцию выполняют контроллеры?
    2.26. Как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера?
    2.27. Какие отличительные особенности присущи многопроцессорной архитектуре? Многомашинной архитектуре? Архитектуре с параллельным процессором?


    8.1. Какие основные этапы включает в себя решение задач на компьютере?
    8.2.  Какие этапы компьютерного решения задач осуществляются без участия компьютера?
    8.3.  Что называют математической моделью объекта или явления?
    8.4.  Почему невозможно точное исследование поведения объектов или явлений?
    8.5.  Какие способы моделирования осуществляются с помощью компьютера?
    8.6.  Из каких последовательных действий состоит процесс разработки программы?
    8.7.  Доказывает ли получение правдоподобного результата правильность программы?
    8.8.  Какие ошибки могут остаться невыявленными, если не провести проверку (просмотр, прокрутку) программы?
    8.9.  Чем тестирование программы отличается от её отладки?
    8.10. Каким образом программа-отладчик помогает исследовать поведение программы в процессе её выполнения?
    8.11. Как следует планировать процесс отладки программы?
    8.12. Можно ли с помощью тестирования доказать правильность программы?
    8.13. На какой стадии работы над программой вычисляются эталонные результаты тестов?
    8.14. Назовите основные этапы процесса тестирования.
    8.15. В чём заключается отличие синта ксических ошибок от семантических?
    8.16. О чём свидетельствует отсутствие сообщений машины о синтаксических ошибках?
    8.17. Какие разновидности ошибок транслятор не в состоянии обнаружить?
    8.18. Для чего программам требуется сопровождение?


    9.1. Расскажите об основных направлениях использования компьютеров в жилищах людей.
    9.2. Как вы представляется себе информационное общество?
    9.3. Какие функции обеспечения жизнедеятельности жилища возлагаются сегодня на компьютер?
    9.4. Какие виды повседневных информационных потребностей людей обеспечивают компьютеры?
    9.5. В чем суть процесса информатизации образования?
    9.6. Какие задачи решаются с помощью автоматизированных обучающих систем?
    9.7. Что такое дистанционное обучение?
    9.8. Назовите основные перспективные направления использования СНИТ в образовании.
    9.9. Расскажите об областях применения систем виртуальной реальности.
    9.10. Назовите основные компоненты компьютерных офисных технологий.
    9.11. Какие преимущества имеет электронная почта по сравнению с обычной почтой?
    9.12. Назовите функции координатора системы телеконференций.
    9.13. Назовите темы телеконференций, в которых вы хотели бы участвовать.
    9.14. Каким вам представляется информационное наполнение баз данных вашего учебного заведения?
    9.15. Какие медицинские технологии и способы лечения стали возможны с развитием компьютерной техники?
    9.16. Перечислите основные компоненты автоматизированного офиса.
    9.17. Что такое POS-система? Какие виды услуг предоставляет система электронных денег?
    9.18. Какие функции выполняет система торговли без наличных?
    9.19. Как устроена кредитная карточка?
    9.20. Какие функции реализуют автоматические клиринговые компьютерные сети?
    9.21. Назовите преимущества и недостатки системы компьютеризированных банковских расчетов.
    9.22. Какие примеры эффективного применения компьютеров в сельском хозяйстве вы можете назвать?


    3.1. По каким признакам можно разделять компьютеры на классы и виды?
    3.2. Как эволюционировала элементная база компьютеров от поколения к поколению?
    3.3. В какой последовательности возникали известные Вам языки программирования?
    3.4. Когда микрокомпьютеры стали доступны для широкого домашнего применения?
    3.5. Можете ли Вы связать понятия "яблоко", "гараж" и "компьютер"?
    3.6. На основе каких технических элементов создавались компьютеры первого поколения?
    3.7. Какую основную проблему перед разработчиками и пользователями выдвинул опыт эксплуатации компьютеров первого поколения?
    3.8. Какая элементная база характерна для второго поколения компьютеров?
    3.9. Какую функцию выполняет операционная система в процессе работы компьютера?
    3.10. На какой элементной базе конструируются машины третьего поколения?
    3.11. Из каких основных этапов состоит процесс изготовления микросхем?
    3.12. Для каких поколений компьютеров характерно широкое использование интегральных схем?
    3.13. Какое быстродействие характерно для машин четвёртого поколения?
    3.14. Что подразумевают под "интеллектуальностью" компьютеров?
    3.15. Какую задачу должен решать "интеллектуальный интерфейс" в машинах пятого поколения?
    3.16. Какими особенностями должны обладать промышленные компьютеры?
    3.17. Что такое операторский компьютерный интерфейс?
    3.18. По каким основным признакам можно отличить мэйнфреймы от других современных компьютеров?
    3.19. На какое количество пользователей рассчитаны мэйнфреймы?
    3.20. Какие идеи лежат в основе архитектуры суперкомпьютеров?
    3.21. На каких типах задач максимально реализуются возможности суперкомпьютеров?
    3.22. Какие свойства и конструктивные особенности отличают векторные процессоры?
    3.23. Назовите основные характеристики какого-либо суперкомпьютера.
    3.24. Что означают в переводе на русский язык названия Laptop, Notebook, Palmtop?
    3.25. Как в Palmtop компенсируется отсутствие накопителей на дисках?

    Содержание раздела